08 Октября 2010

О «плоскостях» с оптимизмом

После стремительного падения в 2009 году рынок материалов для плоских кровель в нынешнем году уверенно поднимается и наращивает обороты. И хотя, по оценкам специалистов, пока еще рано говорить о выходе на докризисный уровень, определенные положительные тенденции уже наметились. В целом количество строительных объектов с обустройством плоских кровель в 2010 году возрастет примерно на 20%, что связано с большим отложенным спросом минувшего строительного сезона и потоком инвестиций в объекты для предстоящего ЕВРО-2012.

Тепло из первых рук

Для операторов рынка теплоизоляционных материалов (ТИМ) 2009 год выдался не самым удачным, как, впрочем, и в целом для строительного рынка. Так, сегмент минераловатных ТИМ, по оценкам экспертов, в прошлом году составил 2,7 млн куб. м, что на 20-25% ниже показателей 2008 года; объем рынка теплоизоляционных материалов из экструдированного пенополистирола (XPS) и экспандированного пенополистрирола (EPS) составил около1800 тыс. куб. м, то есть сократился на 7 % по отношению к предыдущему году. Состав операторов рынка остался практически неизменным. Сегмент экструдированного пенополистирола представлен торговыми марками Europlex, Extrapex, Penoboard, Sobraizol, Symmer, «Техноплекс». При этом нужно отметить, что в прошлом году произошло некоторое перераспределение долей импорта и отечественной продукции в сторону последней. На рынке минваты также существенных изменений в числе игроков не произошло – балом правят все те же: «ТехноНиколь», Danova, Izovat, Termolife, Rockwool, Nobasil, Paroc. Причем этот субрынок тоже охарактеризовался увеличением доли украинских производителей. «Если говорить о базальтовой вате, то на этом рынке отечественные производители значительно потеснили импортеров, - утверждает бренд-менеджер направления «Теплоизоляция» компании «Мизол» Елена Телегина. - При этом производственные мощности только украинских заводов в три раза превышают потребности рынка. Открытие заводов Danova, «ТехноНиколь», Izovat, Termolife в Украине повлияло на стоимость материала для плоской кровли в сторону уменьшения и позволило достойно конкурировать по цене даже с экструдированным пенополистиролом». Большие надежды игроки рынка возлагали на предполагаемый всплеск строительства логистических центров в нынешнем году, однако, к сожалению, этого так и не произошло. В каком-то смысле, как утверждает директор ЧП «Сучасна Покрівля» Олег Федорук, можно говорить о застое на рынке теплоизоляции в первом полугодии. «Это связано в первую очередь со сменой власти и нежеланием инвесторов начинать работы на строительном рынке, - поясняет свою позицию специалист. – Но при этом можно отметить увеличение активного интереса и подготовительных работ к реализации проектов, что позволяет надеяться на рост рынка в ближайшей перспективе». По оценкам специалистов компании Rockwool, объем рынка минваты за I полугодие 2010 года составил порядка 8-10 000 тонн. «По традиции, в первом полугодии идет завершение строительства объектов, начатых ранее, но за последние два года из-за кризисных явлений количество крупных строительных объектов с плоской кровлей: логистических центров, торгово-развлекательных комплексов, многоэтажных домов – сократилось», - комментирует исполнительный директор Rockwool по Украине, Беларуси и Молдове Андрей Бойко. По словам Елены Телегиной, основное потребление теплоизоляции для плоских кровель в нынешнем году будет осуществляться за счет выхода на украинский рынок новых торговых сетей и расширения уже существующих, объектов, строительство которых приурочено к ЕВРО-2012», а также большого количества реконструкции зданий, в том числе и промышленных. Что же касается популярности различных видов утеплителей, применяемых в кровельном пироге плоских крыш, то специалисты утверждают, что наиболее популярным материалом является минвата. «Она обладает оптимальным сочетанием технических характеристик, важных для данной конструкции – низкая теплопроводность, высокая прочность и негорючесть, - объясняет Андрей Бойко. - По нашим оценкам, каменная вата занимает не менее 50 % рынка теплоизоляционных материалов для плоских кровель». По наблюдениям, Олега Федорука, доля минеральной ваты на ринке утеплителей, применяемых в плоских кровлях, составляет около 70%, 25 % занимает экструдированный полистирол (ЭППС), и совсем небольшой процент принадлежит пенополистиролу. Но при этом у ЭППС есть все шансы отвоевать процент-другой у каменной ваты за счет более привлекательной цены. «2010 год достаточно сложный с точки зрения бюджетирования проектов. Инвестор уделяет большое значение сметной стоимости материала. Поэтому там, где позволяют требования пожаробезопасности применяется экструдированный пенополистирол, - утверждает Елена Телегина. - Этот материал имеет идеальное соотношение цена/качество, то есть при минимальном коэффициенте теплопроводности обладает относительно невысокой ценой. Легкость материала и низкий коэффициент водопоглощения делает его незаменимым в таких конструктивах, как инверсионная кровля, кровля паркингов».

Кто «финиширует» первым?

В структуре финишных материалов для плоских кровель, как прежде, первую скрипку играет еврорубероид, прочно укрепившись на отечественном рынке и не желая сдавать позиции рубероиду на картонной основе, который в силу своей низкой стоимости в период кризиса все же отвоевал небольшую долю рынка у своего собрата. Сегмент еврорубероида поделили между собой два основных игрока – корпорация «ТехноНИКОЛЬ», занимающая 70% рынка, и Завод кровельных материалов «Акваизол» с 17-20%. При этом «ТехноНИКОЛЬ» удачно совмещает как роль производителя, владея двумя заводами в Днепропетровской и Хмельницкой областях, так и импортера, поставляя продукцию из Российской Федерации. Что же касается объемов рынка, то, по данным Андрея Толстенко, начальника отдела маркетинга ООО «Эдельвейс» (завод «Акваизол»), в докризисный 2008 год объем рынка еврорубероида в Украине достигал 47 млн кв. м (как украинская продукция, так и зарубежная, в кризисный 2009 год объем значительно сократился и составлял приблизительно 28 млн кв. м. «Это было связано с тем, что многие системные покупатели – крупные предприятия, которые проводят плановый ремонт, эти мероприятия либо отложили, либо не проводили вовсе, кроме того, остановилось жилищное и коммерческое строительство», - комментирует специалист. По итогам шести месяцев 2010 года, согласно данным Андрея Толстенко, рынок вышел на показатель 13 млн кв. м, но при этом нужно понимать - это ни коим образом не означает, что рынок в текущем году не выйдет на уровень 2009 года, ведь основной кровельный сезон приходится на второе полугодие. Кроме того, на эту цифру большое влияние оказали погодные условия – поздняя весна и политическая ситуация - смена власти на местах. С учетом роста количества объектов потребления, можно будет ожидать прирост рынка еврорубероида в районе 25 %. В докризисный период специалисты пророчили постепенный переход от рубероида, в любой его ипостаси, к мембранам, однако пока план по тотальному завоеванию рынка мембранными покрытиями откладывается в связи с их высокой стоимостью по украинским меркам. «Рынок ПВХ-мембран в докризисные годы составлял более 2 млн кв. м, а уже в 2009 году он снизился более чем в двое, - комментирует бренд-менеджер компании «Мизол» Александр Кахновский. - Результаты продаж текущего года показывают, что рынок в итоге может выйти на уровень прошлого 2009 года и составить около 1 млн кв. м». Состав операторов изменений не претерпевал, по-прежнему рынок представлен такими компаниями: «Сика-Украина» (ТМ Sikaplan), «ТехноНИКОЛЬ» (ТМ Logicroof), «Мембрана плюс» (ТМ Protan), «Мизол» (ТМ Aqua100P), «Флекс-Украина» (ТМ Bauder), «Изолфа-Украина» (ТМ Fatrafol). Если говорить о популярности мембранных материалов, то общая картина, по данным Александра Кахновского, будет выглядеть следующим образом: наиболее распространенным полимерным материалом для кровельной гидроизоляции остается ПВХ, доля которого в общей структуре продаж составляет 80 % и более, около 18-19 % приходится на ТПО-мембраны и около 1 % - ЕПДМмембраны. В целом же, по оптимистическим прогнозам специалистов как рынка теплоизоляционных материалов, так и финишных покрытий для плоских кровель, выйти на объемы 2008 года получится не ранее, чем через два года, а, возможно, понадобится и больше времени. При этом более востребованным будет материал для верхнего слоя кровельного ковра за счет плановых ремонтов, «начинка» же будет несколько отставать, наверстывая упущенное за счет применения в других строительных конструкциях.

Комментарии специалистов

Андрей Бойко, исполнительный директор Rockwool по Украине, Беларуси и Молдове

- Рынок теплоизоляционных материалов начинает восстанавливаться, намечена тенденция к росту. Увеличение рынка во втором полугодии может составить 20-25 %. Наблюдается активное строительство частных домов. Также остро стоит потребность утепления существующих зданий – старых особняков и многоэтажных жилых домов. Украина будет принимать чемпионат Европы по футболу в 2012 году, в связи с этим ожидается активное строительство в таких городах, как Львов, Киев, Харьков и Донецк. Там планируется массовое строительство торгово-развлекательных центров, офисных зданий, гостиничной и транспортной инфраструктуры. Эти проекты получат приоритетное финансирование со стороны государства и инвесторов.

Андрей Толстенко, начальник отдела маркетинга ООО «Эдельвейс»

- Цены на еврорубероид в течение 2010 года менялись, как минимум, дважды весной и вначале лета. С начала июня можно говорить о некой стоимостной стабильности, что обусловлено более-менее устойчивой ценой на битум. Весенний скачок объясняется началом серьезного дорожного строительства к ЕВРО-2012, к тому же погодные условия позволяли проводить работы. Вначале лета один из крупнейших производителей битума - Лисичанский нефтеперерабатывающий завод останавливался на профилактические работы, что повлекло второе повышение.

- Теоретически в текущем году рост цен на битум возможен, но, скорее всего, он будет не глобальным и не превысит 5 %, а если так, то, вряд ли, ради этого кто-то начнет менять цены в конце сезона.

Александр Кахновский, бренд-менеджер компании «Мизол»

- Рынок кровельных материалов, в частности ПВХ-мембран хотя и очень медленно, но все же выходит из кризиса. Если верить оптимистичным прогнозам, то потребление мембран в нынешнем году, возможно, останется на уровне прошлого, а возможно, по определенным категориям вырастет на 5-10 %.

- В последнее время, особенно после изменения политической ситуации в стране, резко активизировалось финансирование и соответственно темпы строительства объектов, связанных с подготовкой к ЕВРО-2012 – это сами спортивные арены, а также объекты инфраструктуры - аэропорты и вокзальные комплексы,что повлекло за собой большой спрос на полимерные гидроизоляционные материалы – ПВХ-мембраны.

- По нашим оценкам, объем потребления до конца года может составить до 1 млн кв. м. Перспективы развития рынка полимерных кровельных мембран в первую очередь связаны с объемами строительства коммерческой недвижимости. В условиях мирового финансового кризиса успешность реализации строительных проектов в том или ином сегменте недвижимости определяется возможностью их финансирования, и поэтому с этой точки зрения в самом выгодном положении в настоящее время находятся проекты строительства офисных, торгово-развлекательных центров — их кредитуют наиболее охотно. А вот если говорить о логистических комплексах, то здесь ситуация наиболее сложная и пока менее перспективная – в условиях кризиса уже построенные логистические центры остаются не востребованными и это несмотря на значительное уменьшение стоимости аренды складских площадей. Очень много таких объектов, имея высокий процент стройготовности, в настоящее время заморожены из-за отсутствия источников финансирования. Финансовые учреждения стараются избегать «длинных» инвестиций, поэтому привлечь денежные средства под складские проекты, срок окупаемости которых достигает семи-восьми лет, очень сложно. Скорее всего, реализация части проектов по строительству логистической недвижимости будет и в ближайшие год-два находится на том же уровне, что и сегодня.

Олег Федорук, директор ЧП «Сучасна Покрівля»

- Для финишного покрытие плоских кровель, как и прежде, лидирующие позиции удерживает еврорубероид - около 2/3 ринку, на втором месте – ПВХ-мембрана с 1/3 объемов. Популярность Популярність ПВХ-мембран, как финишного покрытия для плоских кровель в последнее время растет. Кровельные изоляционные мастики занимают незначительную долю на этом рынке.

- Для рынка финишных покрытий для плоских кровель в первом полугодии 2010 года, как и в целом для рынка плоских кровель, была характерна тенденция застоя, но с перспективой роста, что мы и наблюдаем во втором полугодии, поскольку стабилизация политической ситуации делает строительный рынок более привлекательным для инвестиций. Это дает возможность прогнозировать дальнейший быстрый рост рынка гидроизоляционных материалов и для плоских кровель и утеплителей.